Из выступления М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, руководителя секции музеев на форуме, на заключительном пленарном заседании 16.12.2015
Успех форуму принесло верное сочетание мировых и местных профессиональных проблем, формула "городу и миру", рассуждения о балансе между конкурентной способности культур и "государственным (общественным) заказом".
В музейной части форума прошли многоступенчатые обсуждения не просто проблем, но и угроз, стоящих перед культурой. Для защиты от многих из них в России есть, пусть спорные, но рецепты.
Музеи и памятники культуры, (то есть историческая память) оказались под прямой угрозой уничтожения. Кровавые сектанты видят в них символ ненавистной цивилизации. Уничтожая их, они готовят мир к концу света. Но в последней битве должна победить культура, а не бескультурье. Об этом шла речь на пленарном заседании в честь ЮНЕСКО.
Прозвучали конкретные предложения: прямое силовое вмешательство международных сил для защиты памятников; решительное пресечение источников финансирования террористов; принятие юридических актов, обеспечивающих приоритет интересов культуры над другими правами и интересами.
Примером таких актов стали "Пакт Рериха" и "Декларация прав культуры Дмитрия Лихачева". Включение их в сегодняшнюю жизнь - насущная задача. "Пакту Рериха" был посвящен специальный круглый стол, где вспоминали, как международная культурная бюрократия помешала полному воплощению идей акта. Особо обсуждался принцип Рериха о нейтралитете учреждений культуры по отношению к государству. Если бы этот принцип применялся, то экспонаты крымских музеев, найденные в крымской земле, не застряли бы в Амстердаме.
Для спасения культуры необходимо вернуть людям и государствам инстинктивное понимание неприкосновенности культурных памятников в периоды конфликтов и между ними. Для этого важно эмоционально препарировать опыт защиты памятников и музейных коллекций во время второй мировой войны. Об этом говорили вообще и в частности на примере возрождения музея обороны и блокады Ленинграда. После войны музей был уничтожен, зверства блокады вдруг захотели забыть, как попытались забыть и трагедию холокоста. Опыт эмоционального возрождения знания о холокосте и памяти о его ужасе должны стать образцом для многих других программ возрождения благородных эмоций. Рядом с Ленинградом стоят еще и Хиросима и Дрезден.
Автономия и суверенитет музеев в практическом плане стали предметом параллельного обсуждения музейной реформы в Италии и ее аналогий в России. На круглом столе дня Италии выступили министры культуры двух стран, мэр Венеции, представитель президента РФ по культурному сотрудничеству, новый директор музея Уффици, организаторы специального исследования об автономном вкладе Эрмитажа в экономику города. Дискуссия был обрамлена двумя выставками: шедевром Федерико Фароччи из Уффици (нестандартная и даже странная трактовка стандартного эпизода встречи воскресшего Христа с Марией Магдалиной) и тремя картинами мастерской Леонардо, находящимися в российском частном собрании и прошедшими образцовую реставрацию, техническую и искусствоведческую экспертизу. Элементом разговора об экономике стала дегустация итальянских вин, производимых в рамках сотрудничества виноделов с Эрмитажем. Все завершилось концертом итальянской и русской музыки на итальянские темы.
Философский вопрос о том, кому и зачем нужно искусство, в игровой форме (подобие суда) был обсужден с участием журналиста, маркетолога, литературоведа, кинорежиссера, психолога и музейного директора. Особо прозвучала проблема элитности - доступности искусства, его влиянии на качество жизни людей, закономерность его появления в жизни именно человека. Было отмечено, что на российской почве игра в суд над искусством приобретает (в силу нашего исторического опыта) несколько зловещий оттенок.
Русский аспект мировой культуры был подчеркнут серией мероприятий, посвященных Пушкину и связанных с его памятью институциями, - пушкинским домом, квартирой Пушкина, домом Державина. Научная и просветительская активность российских и зарубежных литературоведов постепенно придает Пушкину заслуженную роль в качестве символа русской культуры и русской души, дополняя образ, складывающийся из имен Толстого, Достоевского и Чехова. Еще недавно этого не было.
Защита культуры и памятников невозможны без правильной их адаптации к современной жизни. Об общих принципах и российских рецептах шла речь на заседаниях, посвященных Михайловскому замку, образовательным центрам в музеях, виртуальности и мультимедийности, психологии краеведения.
У музейной сферы есть и другие угрозы, не всегда понимаемые как таковые. Широкому обсуждению подверглись проблемы туризма. Он может быть губителен для культуры, если поставит коммерцию выше образовательных и научных задач. Туризм должен служить памятникам культуры, а не наоборот.
Обсуждение философии и практики научно-технических музеев создало перспективы острых обсуждений для будущих встреч и аналитических дискуссий. Технический прогресс, вера в возможность все взвесить, посчитать и дигитализировать, неосторожная вера в искусственный интеллект могут примитизировать и погубить культуру. Как этого можно избежать, рассказывают научно-технические музеи.
Все дискуссии показали, что в музейной сфере четко видны важнейшие проблемы и угрозы человечества. На фоне российских традиций и практик они получают особое, порой обнадеживающее, преломление.
Комментарии (0)
Оставьте сообщение
Вы решили оставить комментарий. Это здорово! Пожалуйста, имейте в виду, что комментарии модерируются. Также, пожалуйста, не используйте спам, иначе он будет удален.
* обязательные