• Портрет Шарля де Лонгваля

    Художник:
    Рубенс, Питер Пауль (Пьетро Пауло). 1577-1640
    Техника:
    масло
    Размеры:
    62x50 см

Рубенс, Питер Пауль (Пьетро Пауло). 1577-1640

Портрет Шарля де Лонгваля

Фландрия, 1621 г.

Шарль Бонавентура де Лонгваль, граф де Бюкуа - видный участник общеевропейской Тридцатилетней войны (1618-1648), представитель высшей бельгийской аристократии губернатор провинции Эно, начальник артиллерии на испанской службе, командующий войсками императора Фердинанда II. Одержав ряд побед в 1620 г., Лонгваль был убит при штурме крепости Нейзоль в Венгрии 3 июля 1621 г. На портрете Лонгваль изображен с шарфом командующего через плечо, маршальским жезлом в руке и орденом Золотого Руна на шее. Обрамление носит аллегорический характер. Портретный овал заключен в венок из лавровых и дубовых листьев, символизирующих военные и гражданские заслуги изображенного. Справа - Геракл с палицей, олицетворение Силы, попирает ногами фигуру Раздора, со змеями вместо волос, и семиглавую гидру Зависти (или Вражды). Рядом с ним Виктория с трофеем, а за ним - крылатая фигура Согласия, со знаком, на котором изображено рукопожатие, обрамленное лавровым венком. Согласие передает земную сферу имперскому орлу (орел - эмблема Габсбургов). Гении церкви и религии с крестом и чашей увенчивают орла лавровым венком. Слева от портретного овала - фигура скорбящей Безопасности или же Виктории (подобная крылатая фигура с трофеем изображена на картине Рубенса "Смерть Генриха IV и объявление регентства"). За ней - еще одна крылатая фигура, в шлеме, протягивает орлу пальмовую ветвь мира. Ее идентифицируют с богиней войны Беллоной, которую, впрочем, обычно изображали без крыльев; в ней также видят изображение Виктории и воплощение Воинской Доблести. В нижней части обрамления, в центре, - алтарь, к которому прислонены два опущенных вниз и скрещенных факела - символ траура. Слева и справа от алтаря - скованные мужские и женские фигуры, олицетворяющие покоренные реки (между ними - урна с льющейся водой) и города (женская фигура в градской короне); позади них - символы порабощения: ярмо, оковы, кнуты. На алтаре оставлено место для посвятительной надписи, а над ним помещен щиток для герба. Следуя ренессансной схеме, Рубенс разделил композицию по вертикали на три зоны: нижнюю (до плинтуса), с олицетворениями покоренных рек и городов; центральную (над плинтусом), с аллегорическими фигурами по сторонам портретного медальона; и верхнюю, с изображением орла, на которого льется сверху божественный свет. Таким образом, художник символически представил три уровня апофеоза героя, три ступени его восхождения к славе: низшую, на которой представлена его земная слава; среднюю, отражающую его нравственные качества, определившие стремление к миру, единению и согласию; и высшую - символическое изображение главной цели всех его побед: содействовать торжеству Римской (католической) веры, за которую Лонгваль и положил свою жизнь. Обе высшие ступени объединены архитектурным сооружением, напоминающим триумфальную арку. Этот мемориальный портрет послужил оригиналом для гравюры, выпущенной в 1621 г. в память о гибели Шарля де Лонгваля. Портрет был гравирован Лукасом Ворстерманом, одним из самых значительных граверов рубенсовской мастерской.

Название:

Портрет Шарля де Лонгваля

Место создания:

Время создания:

Материал:

Техника:

масло

Размеры:

62x50 см

Поступление:

Поступил в 1768 г. Приобретен из собрания К. Кобенцля в Брюсселе

Инвентарный номер:

ГЭ-508

Категория:

Раздел эрмитажного собрания: